УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования спортивная школа «Дорожник»
г. Каменки Каменского района Пензенской области
(МБОУ ДО СШ «Дорожник»)
02 - 07
Рассмотрена на педагогическом совете
МБОУ ДО СШ «Дорожник»
протокол № 1
от «25» августа 2025 г.
Утверждаю
директор МБОУ ДО СШ «Дорожник»
__________________ Д.В.Руфкин
приказ № 41 от «25» августа 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ФУТБОЛУ
для спортивно-оздоровительного этапа
(возраст детей 7-8 лет)
Срок реализации программы - 2 года
Разработчики:
Круглова Мария Валерьевна-инструктор-методист
Руфкин Денис Викторович-тренер-преподаватель по футболу
Бурлачко Степан Константинович – тренер-преподаватель по футболу
Михеев Михаил Сергеевич – тренер-преподаватель по футболу
Рассказов Александр Иванович – тренер-преподаватель по футболу
г. Каменка, 2025 г.
Содержание:
Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы:
1.1. Пояснительная записка
1.2. Учебный план
1.3. Содержание программного материала
1.4. Предполагаемые результаты освоения программы
2.
Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарный учебный график
2.2. Формы, методы контроля и аттестации учащихся, система диагностики
отслеживания результативности усвоения учащимися программы.
2.3. Условия реализации программы:
2.3.1. Материально-техническое обеспечение
2.3.2. Кадровое обеспечение программы
2.3.3. Учебно-методическое обеспечение программы
2.4. Список литературы и интернет - ресурсов.
1.
2
3
3
6
8
14
15
15
15
18
18
19
19
25
Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по футболу
(далее-Программа) составлена в соответствии с: Федеральным законом Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и добавлениями), Федеральным законом Российской Федерации от 14
декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями), Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022
г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”, Приказом
Министерства спорта РФ от 16 ноября 2022 г. N 1000 "Об утверждении федерального
стандарта спортивной подготовки по виду спорта "футбол" (с изменениями и
дополнениями), Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Распоряжение Правительства РФ от
31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 г.»; целевая модель развития региональной системы дополнительного
образования детей (приказ Мин. просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467);
методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России
совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет»,
ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое
образование», 2015 г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242).
Актуальность программы. В настоящее время значительная часть школьников
занимается физическими упражнениями лишь на уроках физической культуры. Слабая
физическая подготовка не позволяет им сдавать учебные нормативы по физической
культуре в школе. Актуальность программы состоит в решении проблемы более
качественного развития детей посредством футбола, т.к. в основу программы положены
нормативные требования по физической и технической подготовке, спортивной практики,
опыт педагогов физической культуры и спорта. При минимальном использовании
оборудования, даёт возможность большому количеству обучающихся повышать уровень
физической подготовленности, через освоение базовой программы "Футбол".
Новизна и отличительные особенности.
Данная программа отличается от других тем, что основой подготовки занимающихся
является не только технико-тактическая подготовка юных футболистов, но и
общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического
развития школьников. Расширяется кругозор и интерес школьников к данному виду
спорта.
Педагогическая целесообразность программы.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе
совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы
учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт. Полученные знания и
умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в
режиме учебно-тренировочных. Теория проходит в процессе учебно-тренировочных
занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты
судей. Для повышения интереса занимающихся к занятиям по футболу (мини-футболу) и
более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач
применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Цель - осуществление физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы
среди детей, направленной на укрепление их здоровья и всестороннее физическое и
3
личностное развитие, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической
культурой и спортом, подготовка детей к освоению программы спортивной подготовки.
Задачи и преимущественная направленность этапа:
- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям
футболом, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим
занятиям спортом и к здоровому образу жизни;
- обучение основам техники футбола и широкому кругу двигательных навыков;
- приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие
аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;
- воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного
характера;
- поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических
критериев и двигательной одаренности.
На обучение по данной программе зачисляются дети с 7 лет, желающие заниматься
спортом и не имеющие медицинских противопоказаний, имеющие письменное
разрешение врача.
Формы организации реализации программы.
Форма обучения – очная;
форма организации – деятельности учащихся может быть: групповая, мало
групповая, фронтальная по подгруппам;
по типу занятия: комбинированные, теоретические, практические, диагностические,
вводные, итоговые, контрольные, соревновательные, интегральные, игровые,
показательные.
Форма проведения занятия (вид): учебно-тренировочные занятия; могут быть –
комплексные, открытые занятия; участие в соревновательной деятельности.
Основными формами обучения являются: групповые и индивидуальные (в группе по
плану) тренировочные занятия, также могут быть - теоретические занятия; работа по
индивидуальным планам; тренировочные сборы; участие в спортивных мероприятиях;
восстановительные мероприятия; инструкторская и судейская практика;
Срок реализации программы.
Настоящая учебная программа рассчитана на весь период обучения в спортивнооздоровительной группе (СОГ).
Наполняемость групп.
Максимальный состав группы определяется с учетом соблюдения правил техники
безопасности на учебно-тренировочных занятиях. В группу принимается не менее 15 и не
более 30 человек.
Режим занятий.
Продолжительность занятий составляет по 90 минут (2 часа) 3 раза в неделю.
Учебный план программы рассчитан на 52 недели, 46 из которых непосредственно в
условиях учреждения и дополнительные 6 недель на период активного отдыха
обучающихся в спортивно-оздоровительном лагере или по индивидуальному
заданию. Продолжительность одного тренировочного занятия рассчитывается в
академических часах (45 мин) с учетом возрастных особенностей. В группах, с целью
большего охвата занимающихся, максимальный объем тренировочной нагрузки на группу
в неделю может быть снижен, но не более чем на 2 часа в неделю (10% от годового
объема) с возможностью увеличения нагрузки в каникулярный период (не более 25% от
годового тренировочного объема).
4
Этап
подготовки
Режим учебно-тренировочной работы
Минимальн
Год
Минимальное Оптимальное
Уровень
ый возраст
Максимальное
обуче
число
число
спортивной
для
кол-во учебных
ния
учащихся в
учащихся в
подготовленнос
зачисления,
часов в неделю
группе
группе
ти
лет
1
7
2
8
15
20
6
15
20
6
СОГ
Овладение
основами
техники
спортивной
тренировки.
Прирост
показателей по
ОФП и СФП
Использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ)
в образовательной деятельности
Дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ) - образовательные
технологии,
реализуемые
в
основном
с
применением
информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии
учащихся и педагогических работников.
Школа вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ
формах получения дополнительного образования, при проведении различных видов
учебно-тренировочных занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации учащихся,
а также при введении режимов ПГ и ЧС (эпидемии, пандемии и др.). ДОТ могут
использоваться при непосредственном взаимодействии педагогического работника с
учащимися для решения задач персонализации образовательного процесса.
Школа доводит до участников образовательных отношений информацию о
реализации образовательных программ или их частей с применением ДОТ,
обеспечивающую возможность их правильного выбора.
ДОТ обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий,
при которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие
учащегося и тренера-преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и
распределения во времени на основе педагогически организованных технологий обучения.
Основными элементами системы ДОТ являются цифровые образовательные
ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype –
общение; использование мессенджеров WhatsApp, Viber; e-mail; облачные сервисы;
электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об
образовательной деятельности. В обучении с применением ДОТ используются следующие
организационные формы учебной деятельности:
Консультация;
Семинар;
Практическое занятие;
Контрольное тестирование;
Тренировочное занятие в группах и по индивидуальному учебному плану;
Самостоятельная работа.
Сопровождение дистанционных курсов может осуществляться в следующих
режимах:
Тестирование on-line;
5
Консультации on-line;
Предоставление методических материалов;
Сопровождение off-line (проверка тестов, различные виды текущего
контроля и промежуточной аттестации).
1.2.Учебный план (для всех групп занимающихся)
№
1.
Название
раздела, темы
Теоретическая
подготовка
Количество часов
Всего Теория Практика
8
6
2
2.
Общая
физическая
подготовка
124
2
122
3.
Специальная
физическая
подготовка
49
2
47
4.
Техникотактическая
подготовка
Другие виды
спорта
82
2
80
17
2
15
Интегральная
подготовка
Участие в
соревнованиях
18
2
16
10
2
8
Контрольные
нормативы
Всего часов:
4
0
4
312
18
294
5.
6.
7.
8.
6
Формы аттестации/
контроля
опрос обсуждение сиспользованием
карточек- заданий.
обсуждение, педагогическое
наблюдение, портфолио, проверка и
заполнение
спортивного дневника
опрос, четко выполнять команды,
отслеживание динамики показателей,
карточки с заданиями,
педагогическое наблюдение,
соревнование
опрос, самоконтроль,обсуждение,
педагогическое наблюдение,
карточки с заданиями, отслеживание
динамики показателей
самонаблюдение, педагогическое
собеседование,наблюдение и
самоанализ
блиц-опрос, наблюдение,динамика
показателей,четкость
выполнения упражнений,
педагогический контроль, техника
безопасности, педагогическое
наблюдение
опрос, обсуждение,
педагогическое наблюдение
обсуждение, опрос, динамика
показателей, самоанализ
соревнований
тестирование
Всего
1
август
май
1
июнь
апрель
март
февраль
январь
декабрь
ноябрь
октябрь
Содержание занятий
сентябрь
№
п/п
часы
Учебно-тематический план 1 года обучения
I. Теоретическая подготовка
ИТОГО ЧАСОВ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Общая физическая подготовка
Специальная физическая
подготовка
Технико-тактическая подготовка
Другие виды спорта подвижные
игры
Учебные и тренировочные игры
(интегральная подготовка)
Соревнования
Контрольные испытания
ВСЕГО ЧАСОВ:
8
1
1
1
1
1
1
8
II. Практические занятия
124 12 12 11 11 11 11 11 11 11 11 12
49 4 5 4 4 5 5 5 5 4 4 4
124
49
82
17
7
2
7
2
7
2
8
1
8
1
8
1
8
1
18
1
2
2
1
2
2
3
2
2
1
1
7
2
7
1
82
17
3
1
18
2
10
4 2
2
312 29 29 29 29 28 29 29 28 28 27 27
4
312
10
7
2
8
2
2
Всего
1
август
май
1
июнь
апрель
март
февраль
январь
декабрь
ноябрь
октябрь
Содержание занятий
сентябрь
№
п/п
часы
Учебно-тематический план 2 года обучения
I. Теоретическая подготовка
ИТОГО ЧАСОВ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Общая физическая подготовка
Специальная физическая
подготовка
Технико-тактическая подготовка
Другие виды спорта подвижные
игры
Учебные и тренировочные игры
(интегральная подготовка)
Соревнования
Контрольные испытания
ВСЕГО ЧАСОВ:
8
1
1
1
1
1
1
8
II. Практические занятия
124 12 12 11 11 11 11 11 11 11 11 12
49 4 5 4 4 5 5 5 5 4 4 4
124
49
82
17
7
2
7
2
7
2
8
1
8
1
8
1
8
1
18
1
2
2
1
2
2
3
2
2
1
1
7
2
7
1
82
17
3
1
18
2
10
4 2
2
312 29 29 29 29 28 29 29 28 28 27 27
4
312
10
7
7
2
2
8
2
1.3. Содержание программного материала (для всех групп занимающихся).
Теоретическая подготовка (8 ч)
Теоретическая подготовка – это формирование у занимающихся специальных
знаний, необходимых для успешной деятельности в спортивных играх (футбол)
осуществляется в ходе практических занятий и самостоятельно.
Целью теоретической подготовки является овладение минимумом знаний,
необходимых для понимания сущности спорта и его социальной роли.
Теоретическая подготовка проводится в виде коротких сообщений, объяснений,
рассказов и бесед в начале тренировочного занятия или в форме объяснений во время
отдыха. Кроме этого, могут проводиться специальные занятия по теоретической
подготовке в форме непродолжительных лекций, семинаров или методических занятий.
Эффективность усвоения теоретико-методических знаний существенно повышается
за счет использования учебных кино- и видеофильмов, мультимедийных пособий,
рисунков, плакатов и других наглядных пособий.
Физическая культура и спорт в России
Массовые виды спорта, их развитие в Российской Федерации.
Физическая культура в системе образования. Единая всероссийская спортивная
классификация и ее значение для развития спорта в России. Разрядные нормы и
требования по футболу. Международное спортивное движение. Олимпийские игры.
Российские спортсмены в борьбе за завоевание мирового первенства.
Развитие футбола в России и за рубежом
Краткая характеристика футбола как средства физического воспитания. История
возникновения футбола в России и его развитие. Всероссийские соревнования по футболу:
чемпионат и Кубок России. Участие российских футболистов в международных
соревнованиях (Чемпионат и Кубок Европы, мира, олимпийские игры). Всероссийские и
международные юношеские соревнования. Современный футбол и пути его дальнейшего
развития. Федерация футбола России, ФИФА, УЕФА. Лучшие российские команды,
тренеры и игроки.
Гигиенические знания и навыки. Закаливание, режим и питание спортсмена.
Гигиена: Общее понятие о гигиене. Личная гигиена: уход за кожей, волосами,
ногтями, ногами. Гигиена полости рта. Гигиеническое значение водных процедур
(умывание, душ, баня, купание). Гигиена сна. Гигиенические основы режима труда,
отдыха и занятий спортом. Режим дня. Значение правильного режима для юного
спортсмена. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий по футболу.
Закаливание: Его значение для повышения работоспособности человека и
увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям; роль закаливания в
занятиях спортом. Гигиенические основы закаливания, средства закаливания и методика
их применения в занятиях футболом. Использование естественных природных сил
(солнца, воздуха и воды) для закаливания организма.
Питание: Значение питания как фактора борьбы за здоровье. Понятие об основном
обмене, энергетических тратах при различных физических нагрузках, восстановлении
белков, углеводов, жиров, минеральных солей и витаминов. Понятие о калорийности и
усвояемости пищи. Примерные суточные пищевые нормы футболистов в зависимости от
объема и интенсивности тренировочных занятий и соревнований.
Сведения о строении человека.
Краткие сведения об опорно-мышечном аппарате (кости, суставы, мышцы),
строение. Совершенствование функций мышечной системы. Строение и функции
внутренних органов, органов дыхания и кровообращения, органов пищеварения и нервной
системы. Влияние физических упражнений на развитие и состояние различных органов и
систем организма.
Врачебный контроль и самоконтроль, оказание первой помощи.
Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях футболом. Значение и содержание
8
самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия,
кровяное
давление.
Субъективные
данные:
самочувствие,
сон,
аппетит,
работоспособность, настроение. Дневник самоконтроля. Понятие о «спортивной форме»,
утомлении, переутомлении. Меры предупреждения переутомления. Значение активного
отдыха для спортсмена. Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма.
Причины травм и их профилактика применительно к занятиям футболом. Оказание первой
помощи до врача. Раны и их разновидности. Ушибы, растяжения и разрывы связок, мышц
и сухожилий. Кровотечения и их виды. Вывихи. Повреждения костей: ушибы, переломы
(закрытые и открытые). Действие низкой температуры: обморожение, общее замерзание.
Действие высокой температуры: ожог, солнечный удар, тепловой удар. Оказание первой
помощи при травмах, обмороке, шоке. Способы остановки кровотечения, перевязки,
наложения первичной шины. Первая помощь утопающему. Приемы искусственного
дыхания. Транспортировка пострадавших.
Основы техники и тактики игры в футбол.
Понятие о спортивной технике. Взаимосвязь технической, тактической и физической
подготовки футболистов. Классификация и терминология технических приемов. Высокая
техника владения мячом – основа спортивного мастерства. Качественные показатели
индивидуальной техники владения мячом – рациональность и быстрота выполнения,
эффективность применения в конкретных игровых условиях. Анализ выполнения
технических приемов и их применения в различных игровых ситуациях: ударов по мячу
ногой и головой, остановок, ведения, обводки и ложных движений (финтов), отбора мяча,
вбрасывание мяча; основных технических приемов игры вратаря. Контрольные
упражнения и нормативы по технической подготовке для юных футболистов. Основные
недостатки в технике футболистов и пути их устранения. Понятие о стратегии, системе,
тактике и стиле игры. Характеристика и анализ тактических вариантов игры с
расстановкой игроков. Тактика отдельных линий и игроков команды (вратаря, защитников,
полузащитников, нападающих). Перспективы развития тактики игры. Тактика игры в
нападении: высокий темп атаки, атака широким фронтом, скоростное маневрирование в
глубину обороны противника или по фронту в чужую зону, с переменной местами,
усиление темпа атаки в ее завершающей фазе, использование скоростной обводки,
реальных возможностей для обстрела ворот. Атакующие комбинации флангом и центром.
Тактика игры в защите: «зона», «опека», комбинированная оборона. Создание численного
преимущества в обороне, закрывание всех игроков атакующей команды в зоне мяча,
соблюдение принципов страховки и взаимостраховки (расположение игроков при
обороне). Тактика отбора мяча. Создание искусственного положения «вне игры».
Тактические варианты (в нападении и защите) при выполнении ударов: начальном, от
ворот, угловом, свободном, штрафном, при вбрасывании мяча из-за боковой линии.
Значение тактических заданий, которые даются футболистам на игру, и умения играть по
плану – заданию. Зависимость тактического построения игры своей команды от тактики
противника, индивидуальной подготовки игроков, от размера поля, метеорологических
условий и других факторов. Разбор видеоклипов по технике и тактике игры футболистов
высокой квалификации.
Правила игры.
Разбор правил игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана команды, его права
и обязанности. Обязанности судей. Способы судейства. Выбор места судьей при
различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля.
Роль судьи как воспитателя. Значение спортивных соревнований.
Общая физическая подготовка (124 ч).
Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости,
координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры,
направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые
9
способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие
выносливости.
Общеразвивающие упражнения без предметов:
- упражнения для рук и плечевого пояса;
- сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведения и приведения, рывки;
- упражнения выполняются на месте и в движении;
- упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных
направлениях;
- упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих на
одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями;
- упражнение с сопротивлением. Упражнения в парах-повороты и наклоны туловища,
сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседание с партнером, переносы партнера
на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Подвижные игры и эстафеты:
- игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание,
координацию;
- эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из
гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской
груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных
сочетаниях перечисленных элементов.
Легкоатлетические упражнения:
-бег на 30,60,100,400м;
-кроссы от 1000 до 3000 м /в зависимости от возраста/;
-6-минутный и 12-минутный бег;
-прыжки в длину с места;
-тройной прыжок с места и с разбега;
-многоскоки;
-пятикратный прыжок с места.
Спортивные игры:
- ручной мяч; баскетбол; волейбол.
Специальная физическая подготовка (49 ч).
СФП направлена на совершенствование двигательных качеств футболистов, на
подготовку организма к физическим напряжениям.
Упражнения для развития быстроты:
- бег 30 м с ведением мяча;
- бег 5х30 м с ведением мяча;
- удар по мячу на дальность /сумма ударов правой, левой ногой/;
- вбрасывание мяча рукой на дальность.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств:
- вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность;
- удар по мячу ногой и головой на силу в тренировочную стенку, ворота, удары на
дальность.
Упражнения для развития специальной выносливости:
- игровые упражнения с мячом большой интенсивности, тренировочные игры с
увеличенной продолжительностью, игры с уменьшенным по численности составом;
- многократно повторяемые специальные технико-тактические упражнения:
например, повторные прыжки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек с
ударами по воротам, с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением
интервалов отдыха между рывками.
Упражнения для развития ловкости:
10
- держание мяча в воздухе /жонглирование/, чередуя удары различными частями
стопы, бедром, головой, ведения мяча головой;
- парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек, обманными
движениями;
- эстафеты с элементами акробатики;
- подвижные игры: *Живая цель*, *Салки мячом*, *Ловля парами* и др.
Техническая подготовка (82 ч)
Техника передвижения:
- различные сочетания приёмов, бег с прыжками, поворотами и резкими
остановками.
Удары по мячу ногой:
- удары внешней, внутренней, средней частями подъёма, внутренней стопы по
неподвижному, катящемуся, прыгающему и летящему мячу. Резаные удары по
неподвижному и катящемуся мячу. Удары носком и пяткой. Удары с полу-лёта. Удары
правой и левой ногой.
- выполнение ударов на точность и силу после остановки, ведение и рывков на
короткое, среднее и дальнее расстояние /с различным направлением и траекторией
полёта/. Удары по мячу ногой в единоборстве, с пассивным и активным сопротивлением.
Удары по мячу головой.
- удары средней и боковой частью лба без прыжка и в прыжке по летящему с
различной скоростью и траекторией мячу.
- удары на точность вниз и верхом, вперед и в стороны, на короткое и среднее
расстояние.
- удары головой в единоборстве и активным сопротивлением.
Остановка мяча.
- остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося
мяча с переводом в стороны и назад /в зависимости от расположения игроков противника
и создавшейся игровой обстановки/. Остановка грудью летящего с переводом. Остановка
опускающегося мяча бедром и лбом.
- остановка изученными способами мячей, катящихся или летящих с различной
скоростью и траекторией, с разных расстояний и направлений, на высокой скорости с
последующим ударом или рывком.
Ведение мяча.
-ведение средней и внешней частями подъёма, носком и внутренней стороной
стопы.
-ведение всеми изученными способами с увеличением скорости, с выполнением
рывков и одновременно контролируя мяч, с обводкой движущихся и противодействующих
соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом.
Обманные движения /финты/.
-обманные движения, уход выпадом и переносом ноги через мяч.
-финты ударом ногой с убиранием мяча под себя и с пропусканием мяча партнёру,
«ударом головой».
-обманные движения « с остановкой во время ведения с наступанием и без
наступания на мяч подошвой», «после передачи мяча партнером с пропусканием мяча».
-выполнение обманных движений в единоборстве с пассивным и активным
сопротивлением.
Отбор мяча.
-отбор мяча при единоборстве с соперником ударом и остановкой мяча ногой в
широком выпаде /полу-шпагат и шпагат/ и в подкате.
Вбрасывание мяча.
11
-вбрасывание из различных исходных положений с места и после разбега.
-вбрасывание мяча на точность и дальность.
Техника игры вратаря.
-ловля двумя руками снизу, сверху, сбоку катящихся и летящих с различной
скоростью и траекторией полета мячей.
- ловля на месте, в движении, в прыжке, без падения и с падением.
- ловля мячей на выходе.
- отбивание ладонями и пальцами мячей, катящихся и летящих в стороне от вратаря
без падения и с падением.
-отбивка мяча кулаком на выходе, без прыжка и в прыжке.
-перевод мяча через перекладину ладонями /двумя, одной/ в прыжке.
-броски мяча одной рукой сверху, снизу на точность и дальность.
-выбивание мяча с земли и с рук на точность и дальность.
Тактическая подготовка (82 ч)
Тактика падения.
Индивидуальные действия.
- Оценивание целесообразности той или иной позиции, своевременное занятие
наиболее выгодной позиции для получения мяча.
- Эффективное использование изученных технических приемов.
- Способы и разновидности решения тактических задач в зависимости от игровой
ситуации.
Групповые действия.
-Взаимодействие с партнерами равном соотношении и численном превосходстве
соперника.
-Используя короткие и средние передачи.
-Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание».
-Комбинация «пропуск мяча».
-Умение начинать и развивать атаку из стандартных положений.
Командные действия.
-Выполнение основных обязанностей в атаке на своем игровом месте.
-Согласно избранной тактической системе в составе команды.
-Расположение и взаимодействие игроков при атаке фланговом и через центр.
Тактика защиты.
Индивидуальные действия.
-Противодействие маневрированию, т.е. осуществление «закрывания» и создание
препятствий сопернику в получении мяча.
-Совершенствование в «перехвате».
-Применение отбора мяча изученным способом в зависимости от игровой
обстановки.
-Противодействие передаче ведению и удару по воротам.
Групповые действия.
-Взаимодействие в обороне при разном соотношении сил и при численном
преимуществе соперника.
-Осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнера.
-Организация противодействия комбинациям «стенки», «скрещивание», «пропуск
мяча».
-Взаимодействия в обороне при выполнении противником стандартных
«комбинаций».
-Организация и построение «стенки».
-Комбинация с участием вратаря.
Командные действия.
12
-Выполнение основных обязательных действий в обороне на своем игровом месте.
-Согласно избранной тактической системе в составе команды.
-Организация обороны по принципу персональной и комбинированной защиты.
-Выбор позиции и взаимодействие игроков при атаке противника флангом и через
центр.
Тактика вратаря.
-Организация построения «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов
вблизи своих ворот.
-Игра на выходах из ворот при ловле катящихся по земле и летящих на различной
высоте мячей.
-указания партнерам по обороне, как занять правильную позицию;
-выполнение с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот;
-введение мяча в игру, адресуя его свободному от опеки партнеру.
Учебные и тренировочные игры.
-обязательное применение в играх изученного программного материала / для
данного года обучения/ по технической и тактической подготовке.
Другие виды спорта (17 ч).
Теория: Подвижные игры. Спортивные игры: баскетбол, ручной мяч, волейбол, регби
- правила, оборудование и инвентарь. Основные приемы техники игры в нападении и
защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в
защите и нападении. Правила проведения подвижных игр: «Гонка мячей», «Салки»
(«Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом»,
«Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка»,
«Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета
баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом»,
«Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень».
Практика: Спортивные игры: баскетбол, ручной мяч, волейбол, регби. Подвижные
игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная
цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки»,
«Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета
футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная
эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание»,
«Катающаяся мишень». По сигналу - бег на 5, 10, 15 м из исходных положений.
Интегральная подготовка (18 ч)
Интегральная подготовка направлена на координацию и реализацию в
соревновательной деятельности различных составляющих спортивного мастерства —
технической, тактической, физической, теоретической подготовленности. Его цель обеспечить слаженность и эффективность комплексного проявления всех многообразных
составляющих, которые в совокупности определяют успешность соревновательной
деятельности.
Соревновательная деятельность (10 ч)
Участие в соревнованиях - необходимое условие проверки и совершенствования
моральных, волевых качеств, повышения уровня спортивного мастерства. В процессе
обучения учащимися изучаются теоретические материалы по данному разделу
Программы.
По окончанию соревнований тренер-преподаватель проводит разбор прошедших
соревнований. Проводит объяснение и показ техник борьбы. Учит находить ошибки в
технике соперников. Выявляет положительные и отрицательные стороны игры.
13
Учащиеся приобретают на учебных занятиях, соревнованиях начальные навыки
работы в качестве помощника тренера-преподавателя и судьи.
Контрольные испытания (4 ч).
Теория: Контрольные нормативы. Правила проведения контрольных испытаний.
Оборудование и инвентарь.
Практика: Проведение контрольных испытаний: Бег 30 метров с высокого старта, бег
60 метров с высокого старта, челночный бег 3х10м, прыжок в длину с места, тройной
прыжок, прыжок вверх с места со взмахом руками, бег на 1000 м.
1.4. Планируемые результаты.
Планируемыми результатами выполнения Программы являются:
1. Формирование знаний, умений и навыков в избранном виде спорта, вовлечение в
систему регулярных занятий;
2. Улучшение состояния здоровья, повышение уровня физической подготовленности
и гармоничное развитие в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся;
3. Выполнение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программными
требованиями;
4. Освоение основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также
овладение теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.
Предметные результаты:
К окончанию обучения по Программе учащиеся:
• получают представление о развитии футбола в России, известных русских
футболистах и тренерах;
• получают представление об анатомо-физиологических особенностях развития
организма и влияние различных упражнений на развитие организма;
• осваивают правила, технику и тактику игры;
• овладеют терминологией, принятой в футболе;
• приобретают знания о правилах соревнований и методах организации и проведения
соревнований различного уровня;
• осваивают групповые и командные действия;
• совершенствуют умение провести учебно-тренировочные занятия по обучению и
совершенствованию приемов тактики игры;
• умеют подготовить в качестве дежурного инвентарь, места проведения занятий и
соревнований.
Личностные результаты:
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к товарищу по команде,
другому спортсмену, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции;
- сознательное понимание ценности здорового образа жизни;
- готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
Учащиеся смогут:
- характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его
взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической
подготовленностью;
- понимать основные определения и термины, применять их в процессе тренировок и
соревнований;
- руководствоваться правилами профилактики травматизма при выборе спортивной
формы и спортивной обуви;
14
- определять зависимость развития физических и технических качеств от объема
тренировочной работы.
Систематический сбор информации об успешности образовательного процесса,
контроль над состоянием физического развития, физической подготовленности учащихся
определяется контрольными испытаниями. Перечень и порядок проведения контрольных
испытаний для учащихся, а также нормативные требования по общей, специальной
физической и технической подготовке для учащихся спортивно-оздоровительного этапа
учитывают требования для данного биологического возраста детей и скорректированы с
учётом возрастных особенностей учащихся.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
(уровень)
1 год
обучения
Дата
начала
занятий
01
сентября
2025 г.
01
2 год
обучения сентября
2025 г.
Дата
окончания
занятий
31 августа
2026 г.
Количество
учебных
недель
52
Количество
учебных
дней
142
Количество Режим
учебных
занятий
часов
312
3 раза в
нед.
31 августа
2026 г.
52
142
312
3 раза в
нед.
Календарный учебный график с режимом работы: понедельник, среда, пятница
Сроки реализации,
кол-во учебных
недель
01.09. - 31.08.
52 недели
Сроки реализации модуля (предмета),
количество часов в неделю
Модуль 1, модуль 2
01.09-31.10
2 часа в нед
01.11-31.12
2 часа в нед
09.01-28.02
2 часа в нед
01.03-30.04
2 часа в нед
01.05-30.06
2 часа в нед
01.07-31.08
2 часа в нед
Режим занятий
27 занятий по 2 часа
25 занятий по 2 часа
21 занятия по 2 часа
24 занятий по 2 часа
23 занятий по 2 часа
26 занятий по 2 часа
2.2.Формы, методы контроля и аттестации учащихся, система диагностики
отслеживания результативности усвоения учащимися программы.
Контроль является одной из функций управления тренировочным процессом.
Объективная информация о состоянии учащихся в ходе тренировочной и
соревновательной деятельности позволяет тренеру анализировать получаемые данные и
вносить соответствующие корректировки в процесс подготовки.
В ходе реализации программы применяются рефлексивно- аналитические средства
оценивания и самооценки достижений учащихся: портфолио, карты личностного роста.
Для оценки уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы
15
проводится аттестация учащихся по результатам завершения программы в форме сдачи
контрольных
нормативов по общей и специальной физической подготовке.
В начале года проводится входное тестирование.
Приём контрольных нормативов проводится в мае тренером- преподавателем. В
течение учебного года приём контрольных нормативов проводится для перевода на более
высокий уровень подготовки.
С целью проверки использования в соревновательных условиях изученных
технических приёмов и тактических действий организуется участие учащихся в
соревнованиях различного уровня согласно плана спортивно-массовых мероприятий.
Этап
Дата
контроля
Текущий
контроль
В течение
года
Цель
контроля
Формы и приемы
контроля
Методы
контроля
Уровень
оценочных
критериев
Индивидуальный Контрольные Высокий,
и групповой
нормативы, средний,
контроль.
тестирование низкий
Соревнования
Выявление
уровня
освоения
темы
(раздела)
программы
Промежуточный В конце
Выявление Индивидуальный Контрольные Высокий,
контроль
учебного
уровня
и групповой
нормативы, средний,
года
освоения
контроль.
тестирование низкий
части
Соревнования
программы
Контроль по
Подведение Выявление Индивидуальный Контрольные Высокий,
результатам
итогов
уровня
и групповой
нормативы, средний,
завершения
освоения
освоения
контроль.
тестирование низкий
программы
программы программы
Соревнования
в целом
Текущая диагностика (контроль) представляет собой оценочное слежение за
динамикой. Тренер-преподаватель должен следить за развитием у учащихся физических
качеств, а также за уровнем их технической подготовки. Для этого на менее 2 раз в год
проводятся испытания по контрольным нормативам и выявляется уровень физической
подготовленности учащихся. Главная цель контроля - всесторонняя проверка уровня
подготовленности каждого учащегося. Работоспособность проверяется в динамике и
объеме игровых приемов, точности их выполнения в матче (регистрируют количество
игровых приемов и точность их выполнения). Техническое мастерство оценивается
несколькими способами:
- ежедневно (на тренировках) - визуальная оценка техники («на глаз»), однако этот
метод субъективен.
- тестами на технику: удары по мячу на дальность с попаданием - в заданный
коридор (мишень) или выполнение передачи мяча быстро перемещающемуся партнеру
так, чтобы мяч попал ему точно на выход - в ноги. Для оценки техники ведения мяча
используются множество различных тестов: огибание пяти стоек, установленных в 10 м
одна от другой в углах и в центре квадрата на скорость; рывок на 20 м с мячом, обводя
четыре стойки, расположенные в 2 м одна от другой; затем - рывок на 10 м и удар в
мишень (или в заранее указанный сектор ворот) с линии штрафной площади,
регистрируют время выполнения теста до нанесения удара по мячу и точность попадания
мяча в цель и т.п.
- регистрирование количества и качества технических приёмов непосредственно в
играх. Контроль тренировочных нагрузок:
16
- постоянный сбор и анализ информации о физическом состоянии и техникотактическом мастерстве каждого футболиста, об уровне развития волевых качеств, о
нагрузке;
- сопоставление информации о нагрузках с результатами в соревнованиях и в тестах,
с разных сторон, отражающими уровень подготовленности каждого игрока.
Промежуточный и итоговый контроль представляет собой сбор результатов текущего
контроля, наблюдение, анкетирование. Контроль проходят все учащиеся, занимающиеся
по Программе, вне зависимости от того, насколько систематично они посещали занятия.
Сроки проведения промежуточного контроля: сентябрь, май; итогового контроля: по
окончании обучения по Программе. Мониторинг результатов обучения по Программе
оценивает следующие показатели: сформированность практических компетенций,
сформированность теоретических компетенций.
С целью определения уровня общей физической подготовленности учащихся за
основу контрольных нормативов по ОФП и СФП принимаются следующие упражнения,
отражающие уровень развития физических качеств:
Контрольные упражнения
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
Упражнения
Бег 30 метров с высокого старта, сек
Бег 60 метров с высокого старта, сек
Челночный бег 3х10м, сек
Прыжок в длину с места, см
Тройной прыжок, см
Прыжок вверх с места со взмахом руками, см
Бег на 1000 м
Результат
не более 6,9 сек
не более 12,0 сек
не более 10,0 сек
не менее 130 м
не менее 340 см
не менее 20 см
Без учета времени
Контрольные нормативы в спортивно-оздоровительных группах носят, главным
образом, контролирующий характер.
Контрольные упражнения выполняются в начале и конце учебного года. По
результатам контрольных упражнений оценивается индивидуальная динамика изменений
уровня физической подготовленности каждого учащегося.
Результаты сдачи представленных нормативов для детей 9 лет и старше являются
основанием для зачисления учащихся на начальный этап дополнительной
предпрофессиональной программы по футболу.
Методические указания к выполнению упражнений
по общей физической подготовке
Бег 30 м и 60 м с высокого старта: проводится на дорожке в спортивной обуви без
шипов. Количество стартующих в забеге определяется условиями, при которых бегущие
не мешают друг другу. Разрешается две попытки.
Оборудование: Секундомеры, фиксирующие десятые доли секунды, тщательно
промеренная дистанция 30 метров и 60 метров, финишная отметка, флажок.
Описание теста: По команде «На старт» испытуемые становятся у стартовой линии в
положении высокого старта. Когда испытуемые приготовились и замерли, даётся сигнал
стартёра.
Результат: Время с точностью до десятой доли секунды заносится в протокол.
Челночный бег 3х10 м: проводится в спортивном зале и спортивной обуви.
Оборудование: Секундомеры, фиксирующие десятые доли секунды.
Тщательно отмеряют участок в 10 метров на дорожке в 15 метров, отмечая начало
его и конец линией. За каждой чертой два полукруга радиусом 50 см, на дальний конец
17
(полукруг) от финишной линии кладут кубик 5 см.
Описание теста: Спортсмен становится за ближней чертой на линии старта и по
команде «Марш» начинает бег в сторону финишной черты; обегая полукруг, берет кубик
и возвращается к линии старта. Затем кладет кубик (бросать не разрешается) в полукруг
на стартовой линии и снова бежит к финишной черте, пробегая её. Учитывают время.
Результат: выполнения задания от команды «Марш» до пересечения линии
финиша, разрешается одна попытка.
Прыжок в длину с места: проводится в спортивном зале на резиновом покрытии,
исключающем жесткое приземление.
Оборудование: резиновая дорожка, рулетка или линейка для измерения прыжка.
Описание теста: выполняется толчком двух ног от линии или края доски на
покрытие. Разрешается три попытки.
Результат: Дальность прыжка измеряется в см. Итоговый берётся лучший результат.
Тройной прыжок: проводится в спортивном зале или на беговой дорожке в
спортивной обуви.
Оборудование: рулетка или линейка для измерения прыжка.
Описание теста: тройной прыжок с разбега состоит из их трех прыжков, которые
выполняются в определенной последовательности. После разбега прыгун делает скачок,
отталкиваясь от поверхности сильнейшей ногой и приземляясь на ту же ногу. Затем
следует прыжок в шаге с приземлением на маховую ногу. Третий прыжок начинается с
отталкивания маховой ногой и заканчивается приземлением на обе ноги в яму с песком.
Прыжок вверх с места со взмахом руками: проводится в спортивном зале и
спортивной обуви.
Оборудование: сантиметровая лента на стене.
Описание: Испытуемый располагается под щитом и, отталкиваясь двумя ногами,
прыгает вверх, доставая рукой как можно более высокую точку на сантиметровой ленте,
укрепленной на щите. Показатель подскока рассчитывается по разнице между высотой
доставания в прыжке и высотой доставания рукой, стоя на полу на носочках. Тест
выполняется трижды, учитывается лучший результат.
2.3. Условия реализации программы:
2.3.1. Материально-техническое обеспечение
Спортивная школа должна быть укомплектована следующим минимумом
спортсооружений, оборудования и инвентаря для реализации программы:
Учебный класс для проведения теоретических занятий, оборудованный
необходимыми наглядными пособиями (схемы, литература по футболу и т. д.).
Футбольное поле с травяным покровом для проведения соревнований и занятий,
соответствующее требованиям правил игры.
Тренировочный городок с оборудованием для занятий по технике владения мячом.
Спортивный зал достаточных размеров с натянутой во всю ширину короткой
стены веревочной сеткой с нашитыми на ней футбольными воротами и обозначенными
мишенями.
Переносные ворота размером 7,32х2,44 м (2 комплекта).
Переносные ворота размером 5х2 м (2 комплекта).
Подвижные щиты с изменяющимся углом наклона отражающей поверхности (6
штук).
Стойки для обводки (не менее 16).
Стойки для подвески мячей (4).
Кольца-мишени (4).
Макеты футбольного поля с передвижными фигурами или шашками (2).
Мячи футбольные (10).
18
Набивные мячи, гантели, скакалки, флажки, белая широкая тесьма (длиной 100
см), секундомеры, свистки.
2.3.2.Кадровое обеспечение программы:
Данная
программа
реализуется
тренером-преподавателем,
имеющим
профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и
постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.
Уровень
квалификации
тренеров-преподавателей
должен
соответствовать
требованиям, установленным профессиональным стандартом «Тренер-преподаватель»,
утвержденным приказом Минтруда России от 24.12.2020 № 952н (зарегистрирован
Минюстом России 25.01.2021, регистрационный № 62203).
2.3.3. Учебно-методическое обеспечение программы
Основополагающие принципы программы:
Принцип комплексности, который предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон
тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической,
теоретической подготовок)
Принцип индивидуальности заключается в учете состояния здоровья, типа нервной
системы, физической подготовленности, возраста и пола при использовании тех или иных
средств и методов тренировок.
Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания
соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса:
физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической
подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и
медицинского контроля.
Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания,
методов и форм обучения возрастным особенностям учащихся, уровню их развития.
Принцип
преемственности
определяет
последовательность
изложения
программного материала по этапам подготовки в годичных циклах, соответствия его
требованиям. Надо обеспечить в многолетнем тренировочном процессе преемственность
задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных
нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической подготовленности.
Принцип развивающей направленности – при обучении движениям учитывается
«зона ближайшего развития».
Принцип
вариативности
предусматривает
индивидуальные
особенности
обучающихся, вариативность программного материала для практических занятий,
характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на
решение определенной педагогической задачи.
Принцип результативности заключается в том, что реализация процесса должна
обеспечивать получение результата, соответствующего целевойориентации процесса.
Программный материал представлен в виде современных технологий:
- Здоровьесберегающие технологии - их применение в процессе занятий в
учреждениях дополнительного образования обеспечивает создание безопасных условий
для занятий и рациональную организацию образовательного процесса (с учетом
возрастных, половых, индивидуальных особенностей занимающихся при соблюдении
гигиенических требований), а также соответствие физической нагрузки возрастным
особенностям занимающихся.
- Технологии обучения здоровью - включают гигиеническое обучение (правильное
питание, гигиена тела), обучение жизненным навыкам в общении (управление эмоциями,
разрешение конфликтов), осознанное соблюдение техники безопасности на занятиях,
19
профилактику вредных привычек.
- Технологии воспитания физической культуры и укрепления здоровья - усиливают
воспитание у учащихся культуры здоровью, формируют представления о здоровье как
ценности, стимулируют мотивацию на ведение здорового образа жизни, ответственность
за собственное здоровье.
- Оздоровительные технологии - направлены на решение задач укрепления
физического здоровья учащихся. Разделяются на два вида: спортивно-оздоровительные
(средствами для профилактики и коррекции основных нарушений в состоянии здоровья).
В настоящее время технологии не стоят на месте, происходит изменение в структуре
тренировочного процесса, совершенствуется система подготовки спортивного инвентаря,
а также внедряются такие информационные технологии, как:
- Умные мячи. Датчики в них помогают определить, было или не было взятие ворот.
- Умные стельки. Собирают информацию о передвижении и скорости футболистов.
- Роботизированные тренажёрные комплексы. Например, тренажёр «Footboot»
представляет собой манеж, в центре каждой из четырёх сторон которого расположены
пушки для мячей. Они стреляют в игрока снарядами с разной интенсивностью и
скоростью.
- Стенка из роботов. Используется для отработки штрафных ударов. Состоит из
обычных манекенов, которые подпрыгивают при ударе, имитируя реальную игровую
ситуацию.
Основные формы тренировочного занятия:
Занятия в зависимости от этапа обучения, условно делятся на учебные, учебнотренировочные, тренировочные и контрольные.
На учебном занятии изучаются различные элементы техники, исправляются
ошибки, закрепляются знакомые двигательные действия, знакомятся с новыми
упражнениями.
В тренировочных занятиях многократно повторяются хорошо освоенные элементы
техники, совершенствуется в условиях различного объема и интенсивности
тренировочных нагрузок.
На учебно-тренировочных занятиях осваивается новый учебный материал и
закрепляется пройденный.
Контрольные занятия проводятся с конкретной задачей проверки и оценки уровня
подготовленности юных футболистов по разделам подготовки - технической, тактической,
физической и морально- волевой.
Занятия (тренировки) по футболу состоят из следующих структурных частей:
подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть занимает 10-15% времени тренировки и нацелена на
организацию занимающихся и подготовку их организма к выполнению задач основной
части.
Организация включает проверку готовности инвентаря, соответствие одежды,
построение, расчет, проверку присутствующих, объяснение задач и порядка проведения
занятия.
Основная часть направлена на решение главных задач тренировки и занимает 7080% его времени. Здесь чаще всего вначале повторяется материал предыдущего занятия,
затем осваивают и совершенствуют новые упражнения и проводят тренировку.
Заключительная часть, занимающая оставшиеся 10-15% времени, предусматривает
организованное завершение и подведение итогов тренировки, постепенное снижение
физической нагрузки и напряжения организма. Обычно занимающиеся выполняют
комплекс упражнений нарасслабление и развитие гибкости.
20
Особенности распределения учебного материала по уровням сложности программы
Предметная
область
Теоретическа
яподготовка
Общая
физическая
подготовка
Специальная
физическая
подготовка
Техникотактическая
подготовка
1 год обучения
2 год обучения
Краткие исторические сведенияо
возникновении футбола. Правила
поведения и техники
безопасности на занятиях.
Гигиенические требования к
одежде и обуви футболиста.
Футбол в России и мире.
Направлена на развитие
основных физических качеств
Увеличение объёмов тренировочной
нагрузки, направленной на развитие
основных физических качеств
Использование специально
Упражнения, преимущественно
подготовительных
направленные на увеличение аэробной
упражнений для развития физических производительности организма и развитие
качеств футболистов. Использование
волевых качеств, специфических для
подводящих упражнений для
футболиста
овладения техникой
Обучение общей схеме передвижений.
Различные сочетания приёмов, бег с
Обучение ударам по мячу ногой,
прыжками, поворотами и резкими
головой, остановка мяча. Тактика
остановками. Резаные удары по
нападения и защиты.
неподвижному и катящемуся мячу.
Удары носком, пяткой и головой.
Удары с полу-лёта. Ведение мяча.
Обманные движения /финты/. Отбор
мяча. Вбрасывание мяча. Групповые и
командные действия.
Другие виды
спорта
Контрольные
нормативы
Участие в
соревнованиях
Легкоатлетические
упражнения, гимнастические
упражнения, подвижные
игры.
Сдача два раза в год
Легкоатлетические упражнения,
гимнастические упражнения в
несколько серий, ролики,
футбол.
Сдача два раза в год
Внутришкольные соревнования
Внутришкольные,муниципальные и
региональные соревнования
Методы реализации программы:
- Словесные методы – методы, направленные на обращение к сознанию детей,
помогают осмысленно поставить перед учащимся двигательную задачу, раскрывает
содержание и структуру движения (объяснения, пояснения, указания, подача команд,
сигналов, вопросы,словесные инструкции и другое).
- Наглядные методы – методы, направленные на создание зрительных
представлений о движении (наглядно-зрительные приемы, показ физических упражнений,
использование наглядных пособий и другое).
- Практические методы – методы, закрепляющие на практике знания, умения и
навыки основных движений (повторение упражнений без изменения и с изменениями,
проведение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной
форме и другое).
- Равномерный метод – метод, способствующий одновременному укреплению всех
мускулов, исключающий их перенапряжение.
21
- Переменный метод – попеременное усиление и ослаблениенагрузки на мышцы.
- Интервальный метод – метод, применяющийся наиболее часто перед
соревнованиями, характеризуется разными интервалами работы и отдыха.
- Повторный метод – метод, основанный на передвижении со скоростью почти
равной соревновательной.
- Соревновательно-игровой метод – метод, активизирующий внимание,
улучшающий эмоциональное состояние воспитанников.
Методы психологической подготовки:
- Сопряженные
методы:
методы
моделирования
и
программирования
соревновательной и тренировочной деятельности, общие психолого-педагогические
методы.
- Специальные методы: стимуляция деятельности в экстремальных условиях, методы
психической регуляции, методы внушения и убеждения.
В круглогодичном цикле подготовки делается следующий акцент при распределении
объектов психолого-педагогических воздействий:
- в подготовительном периоде подготовки выделяются средства и методы психологопедагогических воздействий, связанные с морально- психологическим просвещением
спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением целей и задач участия
в соревнованиях, содержанием общей психологической подготовки к соревнованиям,
развитием волевых качеств специализированного восприятия,
оптимизацией
межличностных
отношений
и
сенсомоторным
совершенствование
общей
психологической подготовленности;
- соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствовании
эмоциональной
устойчивости,
свойств
внимания,
достижении
специальной
психологической готовности в выступлению и мобилизационной готовности к
состязанием;
- в переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервнопсихического восстановления организма.
Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям:
1. Осознание задач на предстоящую игру.
2. Изучение конкретных условий предстоящих соревнований.
3. Осознание и оценка своих собственных возможностей в настоящий момент.
4. Преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящих соревнований.
5. Формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях в выполнении
поставленных задач в предстоящих соревнований.
Дидактические материалы:
1. Видеоматериалы: исторические видеозаписи, видеозаписи тренировочных занятий,
записи последних соревнований, учебные фильмы;
2. Тематическая литература.
3. Наглядные пособия, карточки с изображениями;
4. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
Требования техники безопасности. В ходе реализации Программы необходимо
руководствоваться инструкциями по охране труда при проведении тренировочных занятий
по футболу, спортивным играм, лёгкой атлетике, гимнастике, при проведении спортивных
соревнований.
Воспитательный компонент программы:
Воспитательная работа предполагает тесное единство нравственного, умственного,
эстетического и трудового воспитания с учетом особенностей физкультурно-спортивной,
соревновательно-тренировочной деятельности, особенностей их влияния ни личность
22
спортсмена.
Воспитательную работу нельзя выделить как отдельный, относительно
обособленный от других видов профессиональной деятельности тренера процесс. Вся
деятельность тренера и в ходе тренировочных занятий, и при совместном с обучающимися
проведении досуга, и на соревнованиях - это все есть воспитательная работа.
Тем не менее, эффективность воспитательной работы во многом зависит от
тщательного выбора методов, средств и форм ее реализации в процессе многолетней
подготовки спортсменов.
Методы воспитания юных спортсменов основаны на общих педагогических
положениях и в то же время отражают специфику воспитательной работы тренера. Они
делятся на следующие группы:
- формирование нравственного сознания (нравственное просвещение);
- формирование общественного поведения;
- использование положительного примера;
- стимулирование положительных действий (поощрение);
- предупреждение и осуждение отрицательных действий (наказание).
Для оценки используются общепринятые методы: наблюдение, опрос тренеров,
спортсменов, родителей спортсменов, анализ практических дел и поступков спортсменов,
их тренеров, всего коллектива, оценка состояния дисциплины и др.
В качестве средств используются тренировочные занятия, спортивные соревнования,
беседы, собрания, кинофильмы, наглядные пособия, произведения искусства,
общественно полезный труд, общественная деятельность.
Важнейшим фактором воспитания юных спортсменов, условием формирования
личности спортсмена является спортивный коллектив. Юные спортсмены выполняют
разнообразные общественные поручения, работают на общественных началах в качестве
инструкторов, судей, что служит хорошей школой положительного нравственного опыта.
Эффективность воспитательной работы во многом зависит от активности
спортсмена. Принятие личных комплексных планов, в которых учащиеся формулируют
поставленные перед собой задачи, повышает чувство ответственности за свою учебу и
спортивные достижения. При решении задач по сплочению спортивного коллектива и
воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск стенных газет,
спортивных листков, проводить походы, тематические вечера, вечера отдыха и праздники,
конкурсы самодеятельности.
Важным условием успешных воспитательных воздействий в коллективе является
формирование и поддержание положительных традиций. Традиционным, например,
должно быть обсуждение в коллективе поведения спортсмена. Осуждение или похвала
коллектива – одно из наиболее сильных воздействий на психику человека. Как правило,
коллективно должны обсуждаться только аморальные поступки, если индивидуальная
воспитательная работа тренера при этом не достигает цели. Традиционным в коллективе
должно быть принятие решений об официальном одобрении, награждение спортсменов
призами, премиями. Вопрос о награждении не должен решаться одним тренером без
обсуждения в коллективе. Такой подход укрепляет веру в справедливость спортивного
коллективизма, в дружбу и товарищество, развивает чувство ответственности перед
коллективом.
Использование тренером принципа воспитывающего обучения облегчает решение
сложных воспитательных задач, реализация этого принципа проводится по следующим
направлениям:
- воспитание в процессе тренировочных занятий;
- создание благоприятной обстановки, положительно влияющей на воспитательный
процесс (место проведения занятий, спортинвентарь, одежда, личные качества и
поведение тренера и т.п.);
- сочетание воспитательного воздействия в процессе тренировки с планом
23
воспитательных мероприятий, проводимых в группе и с занимающимися своей
спортшколы.
Эффект воспитательного воздействия снижается из-за отсутствия единых
педагогических требований, единой системы планирования воспитательной работы,
контроля за воспитательной работой, из-за отсутствия индивидуальных характеристик
юных спортсменов и систематического учета воспитательного эффекта.
При планировании воспитательной работы необходимо определить цель и избрать
комплекс средств и методов, ведущих к ее достижению; рассчитать время, необходимое
для их использования; разработать тематическую последовательность воспитательных
воздействий на спортсменов в отдельных тренировочных занятиях, соревнованиях,
распорядке жизни юного спортсмена; определить методическую последовательность
воспитательных воздействий (содержание бесед, требований, указаний, подбор
упражнений и т.п.).
Основные критерии и показатели оценки состояния воспитательной работы:
- степень соответствия результатов воспитательного воздействия целям
воспитательной работы;
- соответствие хода и результата воспитательной работы научным основам,
программе и закономерностям воспитательного процесса;
- соответствие действий и поступков спортсменов целям воспитания;
- соответствие характера отношений и нравственной атмосферы в спортивном
коллективе целям и задачам воспитательной работы.
24
Литература для тренера-преподавателя:
1. Андреев С.Н. Футбол в школе – М.; ФиС, 1986 г.
2. Годик М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А. Поурочная программа подготовки юных
футболистов – М., Граница, 2008 г.
3. Кузнецов А.А.
Футбол. Настольная книга детского тренера – М., Олимпия,
Человек, 2004-2007 г.
4. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов – М, Человек,
2010 г.
5. Футбол: Типовая учебно-тренировочная программа спортивной
подготовки для
детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ
олимпийского резерва. РФС – М, Советский спорт, 2011 г.
6. Собянин Ф.И.: Физическая культура. Организация и проведение викторин в
общеобразовательном учреждении. - М.: Дрофа, 2007 г.
7. Швыков И.А. Подготовка вратарей в футбольной школе- 2-е изд. М.: ТВТ
Дивизион, 2006 г.
8. Основы управления подготовкой юных спортсменов. Под общей ред.
Набатниковой М.Я. М, ФиС, 1982,
9. Юный футболист. Учебное пособие для тренеров. Под общей ред. Лаптева А. П. и
Сучилина А.А. М., ФиС, 1983.
Литература для учащихся:
10. Вайн Хорст. Как научиться играть в футбол.-М., Терра Спорт. Олимпия Пресс,
2004 г.
11. Тунис Марк - Психология вратаря – М., Человек, 2010 г.
12. Под ред.: Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова; Рец.: С.Ю. Тюленьков, А.Я.
Гомельский: Спортивные игры. - М.: Академия, 2004.
13. Мутко В.Л., Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол игра для всех – М.:
Советский спорт, 2007 г.
Перечень аудиовизуальных средств
1. Цифровой фотоаппарат;
2. Цифровая видеокамера;
3. Планшетный компьютер;
4. Персональный компьютер;
5. Видеопроектор с экраном;
6. Телевизор.
Перечень интернет-ресурсов
1. http://www.minsport.gov.ru/ - Министерство спорта Российской Федерации
2. http://www.olympic.ru/ - Олимпийский Комитет России
3. http://www.olympic.org/ - Международный Олимпийский Комитет
4. http://www.fifa.com/ - Международная федерация футбола
5. http://ru.uefa.com/- Союз европейских футбольных ассоциаций
6. http://www.rfs.ru/- Российский футбольный союз
7. https://ru.wikipedia.org – Википедия свободная энциклопедия.
8. http://минобрнауки.рф/ - Министерство образования и науки РФ.
25