УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования спортивная школа «Дорожник»
г. Каменки Каменского района Пензенской области
(МБОУ ДО СШ «Дорожник»)
02 - 07
Рассмотрена на педагогическом совете
МБОУ ДО СШ «Дорожник»
протокол № 1
от «02» сентября 2024 г.
Утверждаю
директор МБОУ ДО СШ «Дорожник»
__________________ Д.В.Руфкин
приказ № 30 от «02» сентября 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ
для спортивно-оздоровительного этапа
(возраст детей 6-7 лет)
Срок реализации программы - 1 год
Разработчики:
Круглова Мария Валерьевна-инструктор-методист
Кутихина Вера Васильевна -тренер-преподаватель по фитнес-аэробике
г. Каменка, 2024 г.
Содержание:
1. Пояснительная записка…………...…………...………………………………3
2. Планируемые результаты …………………………………………………… 6
3. Учебный план…………………………………………………………………. 6
4. Календарный график образовательного процесса…………………………... 6
5. Содержательная часть программы……………………..…………………… . 7
5.1 Теоретическая подготовка…………………………………………………… 7
5.2 Общая физическая подготовка ………………………………………………..7
5.3 Специальная физическая подготовка………………………………………....9
5.4 Хореографическая подготовка………………………….……………………. 10
5.5 Избранный вид спорта …………..……………………………………………. 10
5.6 Другие виды спорта, подвижные игры и восстановительные мероприятия .14
6. Организационно-педагогические условия реализации программы ……….. 15
7. Формы аттестации. Система контроля и зачетные требования……………... .15
9. Информационное обеспечение программы………………………………........ 16
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по фитнес –
аэробике (далее -Программа) составлена в соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Федеральным законом Российской Федерации от 04 декабря 2007 г. № 329ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Приказом Министерства
просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам”, "Методическими рекомендациями по организации деятельности
организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной
подготовки с учетом применения норм Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в
Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
(утв. Минспортом России 09.08.2023, Главным государственным санитарным врачом РФ
10.08.2023, Рособрнадзором 09.08.2023), Приказом Министерства спорта Российской
Федерации от 27 декабря 2013 г. № 1125 «Об утверждении особенности организации и
осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области
физической культуры и спорта», Приказом Министерства спорта РФ от 24 января 2022 г.
№ 39 “Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта
“фитнес-аэробика”, Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Фитнес- аэробика - это вид спорта, зародившийся в фитнесе и впитавший в себя
самые популярные и современные направления: классическая аэробика, степ, фанк/хипхоп. Еще одним немаловажным моментом является и тот факт, что в отличие от
профессионального спорта и от спортивной аэробики в том числе, в фитнес - аэробике нет
рискованных и травмоопасных элементов. Фитнес-аэробика синтезировала все лучшее в
практике и теории оздоровительной и спортивной аэробики. Это гимнастические и
танцевальные движения, прошедшие тщательный отбор временем и практикой
специалистов с точки зрения их пользы для здоровья человека
Направленность программы: Программа направлена на сохранение и укрепление
здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста, повышение двигательной
активности. Программа основана на принципе постепенного увеличения физической
нагрузки в соответствии с возрастанием уровня тренированности детей, что мы
предполагаем у них при регулярном посещении занятий.
Занятия по данной программе не предполагают предварительного отбора детей по
физическим качествам. Ограничением выступают только медицинские противопоказания.
Новизна данной образовательной программы опирается на понимание
приоритетности оздоровительной и воспитательной работы, направленной на развитие
физической подготовки спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств, перед
работой, направленной на освоение предметного содержания.
Актуальность данной программы заключается в том, что предлагаемое содержание
материала соответствует действующим нормативным актам и государственным
программным документам, что в свою очередь дает возможность тренеру-преподавателю
индивидуализировать свой учебно-тренировочный процесс на спортивно оздоровительном
этапе подготовки. В процессе обучения своих воспитанников тренер может привить те
знания, умения и навыки, которые необходимы для сохранения физического и
психического здоровья обучающихся, всестороннего развития личности для достижения
намеченных целей. Взяв за основу данную программу, любой тренер-преподаватель может
представить для себя систему обучения при работе с воспитанниками данного возраста.
Программа призвана не ограничивать творческий подход тренера, а помочь в его
самосовершенствовании для поиска новых подходов и методов обучения.
Педагогическая целесообразность программы заключается в воспитании высоких
моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности
и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет
непосредственно спортивная деятельность, которая предоставляет большие возможности
для воспитания всех этих качеств.
Цель программы: сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни и
самосовершенствовании на основе обучения физическим упражнениям.
Задачи обучения:
Всестороннее развитие личности ребенка
Воспитание скоростно-силовых качеств ребенка, координационных способностей,
гибкости, ловкости и выносливости.
Содействие оздоровлению и укреплению здоровья.
Обучение ребенка техническим элементам фитнес - аэробики.
Воспитание умения общаться в коллективе, организованности, трудолюбия.
Воспитание творческой инициативной личности.
Привитие любви к ежедневным занятиям физической культурой и спортом.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 6 лет.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на весь период обучения.
Формы организации деятельности: групповая, с организацией индивидуальных
форм работы внутри группы.
Режим занятий. Продолжительность занятий составляет по 90 минут (2 часа) 3 раза
в неделю.
Учебный план программы рассчитан на 46 недель непосредственно в условиях
учреждения и дополнительные 3 недели на период активного отдыха обучающихся в
спортивно-оздоровительном
лагере
или
по
индивидуальному
заданию.
Продолжительность одного тренировочного занятия рассчитывается в академических
часах (45 мин) с учетом возрастных особенностей. В группах, с целью большего
охвата занимающихся, максимальный объем тренировочной нагрузки на группу в неделю
может быть снижен, но не более чем на 2 часа в неделю (10% от годового объема) с
возможностью увеличения нагрузки в каникулярный период (не более 25% от годового
тренировочного объема).
Наполняемость групп.
Максимальный состав группы определяется с учетом соблюдения правил техники
безопасности на учебно-тренировочных занятиях. В группу принимается не менее 15 и не
более 30 человек.
Зачисление учащихся в группы спортивно-оздоровительные производится по
заявлению поступающего при предъявлении медицинского заключения о состоянии
здоровья, с согласия родителей (законных представителей).
Требования по
Максимальное
техникоМинимальный Минимальное
число
тактической,
Период
возраст для
число
Этап
количество
физической и
обучения
зачисления,
занимающихся
учебных часов
спортивной
лет
в группе
в неделю
подготовке на конец
учебного года
Спортивно-оздоровительные группы (СОГ)
Выполнение
нормативов по
Весь
СО
6
15
6
физической и
период
технической
подготовке
№
Материально-технические условия реализации Программы:
Наименование оборудования,
Единица измерения Количество изделий
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
спортивного инвентаря
Доска информационная
Зеркало (0,6х2 м)
Коврик гимнастический
Мат гимнастический
Мяч набивной (медицинбол) от 1 до 5
кг
Музыкальный центр
Рулетка 30 м металлическая
Скакалка гимнастическая
Скамейка для степ-упражнений (степплатформа)
Станок хореографический
Стенка гимнастическая
штук
штук
штук
штук
комплект
1
20
16
10
3
комплект
штук
штук
штук
1
1
20
16
комплект
штук
1
3
Использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ)
в образовательной деятельности
Дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ) - образовательные
технологии,
реализуемые
в
основном
с
применением
информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии
учащихся и педагогических работников.
Школа вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ
формах получения дополнительного образования, при проведении различных видов
учебно-тренировочных занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации учащихся,
а также при введении режимов ПГ и ЧС (эпидемии, пандемии и др.). ДОТ могут
использоваться при непосредственном взаимодействии педагогического работника с
учащимися для решения задач персонализации образовательного процесса.
Школа доводит до участников образовательных отношений информацию о
реализации образовательных программ или их частей с применением ДОТ,
обеспечивающую возможность их правильного выбора.
ДОТ обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий,
при которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие
учащегося и тренера-преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и
распределения во времени на основе педагогически организованных технологий обучения.
Основными элементами системы ДОТ являются цифровые образовательные
ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype –
общение; использование мессенджеров WhatsApp, Viber; e-mail; облачные сервисы;
электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об
образовательной деятельности. В обучении с применением ДОТ используются следующие
организационные формы учебной деятельности:
Консультация;
Семинар;
Практическое занятие;
Контрольное тестирование;
Тренировочное занятие в группах и по индивидуальному учебному плану;
Самостоятельная работа.
Сопровождение дистанционных курсов может осуществляться в следующих
режимах:
Тестирование on-line;
Консультации on-line;
Предоставление методических материалов;
Сопровождение off-line (проверка тестов, различные виды текущего
контроля и промежуточной аттестации).
2. Планируемые результаты:
Снижение заболеваемости.
Улучшение состояния здоровья.
Рост показателей уровня физической подготовленности.
Овладение базовыми элементами аэробики и сопутствующими знаниями.
Формирование положительной мотивации к совместной (коллективной)
деятельности; умения действовать в коллективе, соблюдая нормы и правила.
2. Учебный план (рассчитан на 46 недель).
№
п/п
Кол-во часов
Содержание занятий
1 Теоретическая подготовка
2 Общая физическая подготовка
Специальная физическая
3
подготовка
4 Хореография и (или) акробатика
5 Избранный вид спорта
6 Контрольные испытания
7 Итоговое занятие
Всего часов на 46 недель
Самостоятельная работа,
СОЛ
Всего часов на 49 недель
теория
практика
3
2
66
2
50
2
2
2
1
14
40
102
4
262
36
312
3. Календарный график образовательного процесса.
Месяцы учебного года
Содержание занятий
IX X XI XII I
II
III IV
V
VI
Вс
его
Теоретические занятия
Развитие фитнес-аэробики как
вида в России и за рубежом.
Правила поведения и
выполнение требований правил
техники безопасности
Гигиена физических
упражнений
Влияние физических
упражнений на организм
человека
Техника и терминология
Правила, организация и
проведение соревнований
ИТОГО
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
Практические занятия
2
2
1
1
1
2
3
1
2
3
1
2
1
14
Общая физическая подготовка
Специальная физическая
подготовка
Хореография и (или)
акробатика
Избранный вид спорта
Контрольные испытания
ВСЕГО
2
30
7
5
7
5
6
5
6
5
7
5
6
5
7
5
7
5
6
5
7
5
66
50
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
40
10
10
10
10
10
10
10
10
10
12
27
2
29
29
10
2
4
27
6
27
27
27
27
26
27
5.Содержательная часть Программы.
5.1.Теоретическая подготовка.
Тема 1. Развитие фитнес-аэробики как вида в России и за рубежом.
Спорт как средство воспитания морально-волевых качеств, жизненно важных
умений и навыков. Спортивное, оздоровительное и прикладное значение фитнес-аэробики
как вида спорта. Российские спортсмены - герои Олимпийских игр, чемпионатов Мира и
Европы
Тема 2. Правила поведения при занятиях фитнес-аэробикой.
Основные меры безопасности и правила поведения в спортивном зале.
Предупреждение несчастных случаев и заболеваний при занятиях фитнес-аэробикой.
Тема 3. Гигиена физических упражнений.
Личная гигиена юного аэробиста, закаливание. Режим дня, совмещение занятий
спортом с учебой в общеобразовательной школе.
Тема 4. Влияние физических упражнений на организм человека.
Строение и функции организма человека. Влияние физических упражнений на
организм человека. Специфические особенности адаптации сердечно-сосудистой и
дыхательной систем организма человека под воздействием систематических занятий
фитнес-аэробикой. Изменение состояния организма человека под воздействием
физических нагрузок.
Тема 5. Техника и терминология в фитнес-аэробике.
Краткая характеристика техники в фитнес-аэробике. Основные термины,
используемые для описания средств и методов тренировки, характеризующие ошибки
техники.
Тема 6. Правила, организация и проведение соревнований.
Требования, предъявляемые к технике, основные регламенты организации и
проведения соревнований по фитнес-аэробике.
5.2.Общая физическая подготовка.
Строевые упражнения.
Понятия - «строй», «шеренга», «колонна», «ряд», «направляющий», «замыкающий»,
«интервал», «дистанция» и их практическая реализация.
Предварительная и исполнительная команды. Повороты направо, налево, кругом.
Расчет. Построение в одну шеренгу; перестроение в две шеренги; построение в колонну
по одному и перестроение в колонну по два. Движение строевым и походным шагом.
Обозначение шага на месте и в движении. С движения вперед обозначение шага на месте.
Остановка. Перестроение из колонны по одному в несколько колонн поворотом в
движении. Размыкание шагами (приставные, шаги галопа), прыжками.
Движение бегом. Переходы с бега на шаг, с шага на бег. Повороты в движении
(налево, направо). Смена направления движения, захождение плечом.
Освоение границ площадки, углов, середины, центра. Движение в обход.
Противоходом налево, направо. Движение по диагонали, змейкой.
Общеразвивающие упражнения.
Упражнения без предмета.
Для рук: поднимание и опускание рук - вперед, вверх, назад, в стороны; движения
прямыми и согнутыми руками в различном темпе; круги руками в сагиттальной,
фронтальной,
горизонтальной
плоскостях
(одновременные,
поочередные,
последовательные); сгибание и разгибание рук из различных исходных положений, в
разном темпе, с различными отягощениями, с преодолением сопротивления партнера;
сгибание и разгибание рук в различных упорах (в упоре на стенке, на гимнастической
скамейке), в упоре лежа; в упоре лежа, но с отведением ноги (поочередно правой и левой)
назад при сгибании рук; то же, но с опорой носками о гимнастическую скамейку или
рейку гимнастической стенки, и в висах (подтягивание в висе лежа, в различных хватах, в
висе).
Круги руками из различных исходных положений в сагиттальной и фронтальной
плоскостях (одновременные, поочередные, последовательные) без отягощении и с
отягощениями.
Для шеи и туловища: повороты, наклоны, круговые движения головой и туловищем в
основной стойке, стойке ноги врозь, в стойке на коленях, сидя на полу (скамейке) с
различными положениями рук и движениями руками с изменением темпа и амплитуды
движений. Дополнительные (пружинящие) движения туловищем вперед, в сторону.
Наклоны с поворотами: наклоны вперед, назад, с поворотом туловища в различных
стойках, в седе на полу, гимнастической скамейке.
Поднимание туловища из исходного положения лежа на животе (спине) на полу
(скамейке) без отягощении, ноги закреплены на гимнастической стенке или удерживаются
партнером. Удержание туловища в наклонах, в упорах, в седах с закрепленными ногами.
Для ног: сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных
суставах; приведения, отведения и махи вперед, назад и в сторону; круговые движения
стопой. Полуприседы и приседы в быстром и медленном темпе; то же на одной ноге с
одновременным подниманием другой вперед или в сторону (с опорой и без опоры).
Выпады вперед, назад, в сторону. Пружинящие полуприседания в выпаде в
сочетании с поворотом кругом. Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с одной ноги на
другую, прыжки из приседа, прыжки через гимнастическую скамейку (сериями слитно,
толчком обеими ногами или одной).
Махи ногами с опорой руками о гимнастическую стенку и без опоры. Движения
ногой в горизонтальной плоскости (изи.п. стойка на одной, другая вперед-книзу) в
сторону-назад в сторону-вперед (в различном темпе с увеличением амплитуды до 90° и
более).
Поднимание ног в различных исходных положениях: стоя, сидя, лежа, в висах,
упорах. Удержание ног в различных положениях (вперед, в сторону и назад).
Встряхивание расслабленными ногами. Различные сочетания движений ногами с
движениями туловищем, руками (на месте и в движении).
Упражнения в парах: из различных исходных положений - сгибание и разгибание
рук, наклоны и повороты туловища, перетягивания и др. (с сопротивлением, с помощью
партнера).
Упражнения с предметами.
Упражнения на снарядах.
Гимнастическая скамейка. В упоре на скамейке - сгибание рук с поочередным
подниманием ноги; сидя на скамейке - поднимание ног и наклоны туловища. Прыжки со
скамейки вправо, влево, ноги врозь-вместе; прыжки через скамейку – на двух вперед,
вправо-влево; запрыгивания на скамейку – на двух вперед, правым-левым боком.
Гимнастическая стенка. Стоя лицом, боком к стенке - поочередные махи ногами; стоя
боком, лицом к стенке, выпрямленная нога на 4-5-й рейке - наклоны до касания руками
пола; в висе спиной к стенке на верхней рейке - поднимание согнутых и прямых ног,
круговые движения ногами, подтягивания и др.; стоя боком или лицом к стенке –
приседания на одной или обеих ногах.
Из и.п. стойки на одной, другая на рейке - наклоны вперед, назад, в стороны с
захватом за рейку или ногу с притягиванием туловища к ноге. Из исходного положения
лежа, зацепившись носками за стенку - наклоны, повороты. Из и.п. упор стоя лицом к
стенке прыжки ноги врозь, вместе, согнув ноги назад и др.
Упражнения из других видов спорта.
Легкая атлетика: ходьба с изменением темпа. Ходьба на скорость (до 200 м).
Чередование ходьбы и бега. Семенящий бег. Бег по умеренно пересеченной местности в
чередовании с ходьбой (10-20мин). Кроссы от 500 до 1500 м. Бег с изменением скорости.
Бег на короткие дистанции (30-60-100 м) с низкого и высокого старта. Прыжки в длину с
места и с разбега.
Подвижные и спортивные игры: эстафеты с бегом и прыжками, преодолением
препятствий, с ведением и передачей мяча; волейбол, баскетбол, бадминтон и др.
5.3.Специальная физическая подготовка.
Упражнения для увеличения амплитуды и гибкости.
Отведение рук и ног, наклоны, прогибы, повороты, выкруты до ощущения легких
болевых ощущений; то же с небольшими отягощениями, гимнастической палкой, мячом.
Наклоны вперед, назад, в стороны (вправо, влево) с максимальным напряжением (из
различных исходных положений – сидя, стоя, без опоры и с опорой). Шпагат, шпагат с
различными наклонами - вперед, назад, в сторону и с различными движениями руками.
Движения ногами (махи) в различных направлениях и с максимальной амплитудой;
медленные движения ногами и с фиксацией положения. Поочередное поднимание ног; то
же с использованием резинового амортизатора.
Сед с глубоким наклоном вперед, голова опущена (удержание 20-40 с).
Упражнения на увеличение пассивной гибкости с помощью партнера.
Упражнения на формирование осанки, совершенствование равновесия и ориентации
в пространстве.
Различные виды ходьбы (с носка, на носках, с поворотом кругом, высоким, острым,
перекатным, пружинными шагами) и бега в чередовании с остановками на носках;
упражнения на сохранение статического и динамического равновесия на рейке
гимнастической скамейки; выполнение упражнений с ограничением зрительного
анализатора; прыжки толчком двумя с поворотом на 180° (сериями: 10 раз с открытыми
глазами, 10 раз с закрытыми глазами).
Относительно сложные координационные упражнения с разноименными
движениями рук и ног. Упражнения и игровые задания, требующие быстрого
ориентирования в пространстве.
Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств.
Различные виды прыжков со скакалкой с постепенным увеличением
продолжительности и скорости прыжков; прыжки со скакалкой с постепенным
сокращением времени на заданное количество прыжков (20 прыжков за 10 сек, за 8 сек, и
т.д.). Различные эстафеты и игры с бегом и прыжками, используя скакалки и др. предметы.
Из сомкнутой стойки на рейке гимнастической стенки, лицом к опоре, хватом руками
на уровне груди – подъем на носки (на время: за 10 сек - 15 раз, повторить серию 3-4 раза
с интервалом отдыха 1-3 мин.), то же - в стойке ноги вместе, носки врозь.
Пружинный шаг (10-15 сек), пружинный бег (20-45 сек). Приседания с
отягощениями, с партнером, поднимание на носки (в одном подходе не более 5 раз, 3-4
подхода, темп быстрый, отдых 1мин). Прыжки на месте и с продвижением на одной, двух
ногах (с постепенным увеличением высоты прыжка), то же - через препятствие (высоту
препятствия постепенно увеличивать). Прыжки в высоту с места толчком двумя ногами и
с разбега с доставанием предмета (подвешенные кольца, мячи). Прыжки с предметами в
руках. Прыжки из глубокого приседа. Прыжки толчком двумя на гимнастическую
скамейку и со скамейки (лицом, боком к скамейке). Прыжки толчком двумя ногами, одной
ногой, с одной ноги на другую через несколько скамеек.
5.4.Хореографическая подготовка.
Основными средствами хореографической подготовки на спортивно –
оздоровительном этапе являются: движения классического танца, элементы историко-
бытовых и современных танцев.
Элементы классического танца (у опоры):
1. Изучение позиций классического танца: I свободная позиция для ног, вторая,
третья свободная позиция (стопы развернуты под углом 140— 150°).
2. Переход из I п. во II, из I п. в III
3. Основные позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья.
4. Положение у опоры: лицом к опоре, руки слегка согнуты, боком к опоре, спиной к
опоре.
5. Подъемы на полупальцы лицом к опоре, затем боком.
6. Полуприседы (деми плие) по I, II, III п.; приседы (гран плие) по I, Н. Ш п. в
медленном темпе (на 4 счета).
Упражнения выполняются лицом, затем боком к опоре.
Элементы историко-бытового и современного танца:
1. Приставные, переменные шаги.
2. Шаги галопа вперед, в сторону, назад.
3. Шаги польки вперед, в сторону, назад.
Равновесия, повороты, прыжки:
1. Равновесие на двух ногах на полупальцах; равновесие на одной ноге на всей стопе,
другая вперед, в сторону, назад.
2. Повороты приставлением, переступанием; шене в медленном темпе.
3. Прыжки на двух ногах в I, II, III свободных позициях, прыжки со сменой позиций
ног, скачки с одной ноги на другую, прыжки согнув ноги вперед, прыжки в полуприседе, в
приседе на двух ногах.
5.5.Избранный вид спорта.
Базовые шаги: дисциплина «Аэробика».
Особенности техники:
1) базовые шаги в классической аэробике выполняются на 4 счета и используются в
упражнениях начального уровня (в программе среднего уровня и выше используются
модификации шагов)
2) во всех шагах таз находится в нейтральной позиции
3) во всех шагах плечи симметрично, подбородок в центре, мышцы живота и ягодиц
напряжены
4) не должно быть переразгибания в коленных и локтевых суставах
5) не должно быть чрезмерного прогиба в поясничном отделе позвоночника
6) при выполнении шагов должно быть опускание на пятку.
Маршевые простые шаги (Simple - без смены ноги):
1. March - ходьба на месте. Бедро высоко не поднимать, носок отрывается от пола.
2. Basicstep– шаг правой вперед, левую приставить, шаг правой назад, левую приставить в
и.п. Естественный небольшой наклон туловища вперед (от бедер). Шаг вперед с пятки на
всю стопу, шаг назад с носка на всю стопу.
3. V–step– шаг правой вперед – в сторону по диагонали, шаг левой вперед – в сторону по
диагонали, шаг правой назад, левую приставить ви.п. Естественный небольшой наклон
туловища вперед (от бедер). В и.п. – ноги вместе, стопы в 3 позиции.
4. Mambo– шаг правой вперед, шаг левой на месте, шаг правой назад, шаг левой на месте.
Шаг вперед – с пятки на всю стопу, шаг назад – на носок, пятка на пол не опускается.
Центр тяжести остается на левой ноге. Левая нога делает шаг – отрывается только пятка,
носок от пола не отрывается.
5. Pivot - шаг мамбо с поворотом – шаг вперед – поворот - шаг вперед - поворот. Шаг
вперед делается с пятки на всю стопу, поворот делается пяткой, носок от пола не
отрывается. Центр тяжести остается на левой ноге.
6. Boxstep - по квадрату 4 шага: шаг скрестноправой – назад левой – в сторону правой –
приставить левую в и.п. При скрестном шаге небольшой разворот таза в сторону шага.
7. Stepcross – шаг вперед правой – скрестно левой – назад правой –левой в сторону в и.п.
При скрестном шаге небольшой разворот таза в сторону шага.
8. Zorba– шаг правой в сторону – левой скрестно назад – шаг правой в сторону – левой
скрестно вперед. При скрестном шаге небольшой разворот таза в сторону шага.
9. Kickballchange: kickcha-cha– правая поднимается вперед на 45º («удар»), ча-чаповторить 2 раза. На Kick носок оттянут.
Приставные простые шаги (Simple – без смены ноги):
1. Steptouch– шаг правой ногой вправо, левую приставить, касаясь носком возле правой
(пятка на пол не опускается), шаг левой ногой влево, правую приставить, касаясь носком
возле левой (пятка на пол не опускается). Естественный небольшой наклон туловища
вперед (от бедер).
2. Knee-up– шаг в сторону правой - подъем колена левой, шаг в сторону левой – подъем
колена правой. Бедро параллельно полу, голень перпендикулярно полу, носок направлен в
пол. Корпус разворачивается в сторону поднятой ноги. Назад не наклоняться.
3. Curl– шаг в сторону правой – захлест левой, шаг в сторону левой – захлест правой.
Бедро перпендикулярно полу, пятка тянется к ягодице. Естественный небольшой наклон
туловища вперед (от бедер).
4. Kick– шаг в сторону правой – подъем левой вперед на 45º («удар»), шаг в сторону левой
– подъем правой вперед на 45º («удар»). Удар делается от колена, носок оттянут.
5. LiftSide – шаг в сторону правой – подъем левой в сторону на 45º, шаг левой в сторону –
подъем правой в сторону на 45º. Опорное колено чуть согнуто, стопы параллельны вперед.
Корпус не отклоняется в сторону. Естественный небольшой наклон туловища вперед (от
бедер). Таз втянут.
6. Pony – прыжок в сторону - ча-ча, то же в другую сторону. Естественный небольшой
наклон туловища вперед (от бедер).
7. Scoop – шаг правой вперед – в сторону (по диагонали) - толчком одной прыжок
приземление на две – шаг левой вперед – в сторону (по диагонали) - толчком одной
прыжок приземление на две. Приземляться с носка на всю стопу. Бедро и корпус
сонаправлены.
8. OpenStep – правой шаг в сторону – левая на носок - левой шаг в сторону – правая на
носок. Небольшой разворот плеч в сторону опорной ноги. Точку делать, не отрывая носок
от пола.
9. ToeTouch – шаг в сторону правой – левая скрестно вперед на носок, шаг в сторону левой
– правая скрестно вперед на носок. Нога вперед выставляется перед опорной ногой. 10.
HeelTouch– шаг в сторону правой – левая в сторону на пятку, шаг в сторону левой – правая
в сторону на пятку. Корпус разворачивается в сторону свободной ноги. Назад не
наклоняться.
11. Lunge - выпад на левой, правая в сторону на носок- приставить правую – выпад на
правой, левая в сторону на носок- приставить левую. Опорная нога чуть согнута. Центр
тяжести остается на опорной ноге. Естественный небольшой наклон туловища вперед (от
бедер).
Базовые шаги: дисциплина «Степ-аэробика».
Особенности техники:
1) используется естественный небольшой наклон вперед всем туловищем (от бедра);
2) спускаясь ставить стопу с носка на пятку на расстоянии одной стопы от платформы (в
зависимости от роста);
3) подниматься на платформу и спускаться с нее лицом и боком, но не спиной;
4) при выполнении L, Re пятку на пол не опускать;
5) запрещается спрыгивать со степа;
6) подниматься на платформу с легкостью, но с силой;
7) подбородок в центре, плечи и грудь симметрично, мышцы живота и ягодиц напряжены
(большая тройка);
8) не допускать переразгибания в коленных и локтевых суставах;
9) не должно быть чрезмерного прогиба в поясничном отделе позвоночника;
10) таз находится в нейтральной позиции;
11) угол в коленном суставе под нагрузкой должен быть не меньше 90° (угол 90° на одной
ноге нагрузка 3 веса тела);
12) базовые шаги на 4 и 8 счетов используются в упражнениях начального уровня (в
программе среднего уровня и выше используются модификации шагов).
Простые шаги на 4 счета (Simple – без смены ноги):
1. Basicstep – шаг правой вперед на степ-платформу, левую приставить, шаг правой назад
со степ-платформы, левую приставить в и.п.
2. V – step – шаг правой вперед – в правый угол платформы, шаг левой вперед – в левый
угол платформы, шаг правой вниз– с платформы, левую приставить в и.п. Стопы по краям
платформы.
3. Stepcross – шаг правой в левый угол платформы, шаг левой скрестно вперед в правый
угол платформы, правой - с платформы, левую приставить в и.п. Бедро и туловище
сонаправленыскрестной ноге.
4. Mambo- шаг правой на степ, шаг левой на месте на полу (носок не отрывается от пола),
правая шаг назад (пятка не опускается на пол). Голова на одном уровне.
5. Pivot- выполняется так же, как в классической аэробике, только с опорой ноги на
платформу на первый счет.
6. Reverse-turn – и.п. – стоя боком к платформе, на 1 шаг правой на платформу, на 2 шагом
левой на платформу, с поворотом спиной к основному направлению (продольно
платформе), стопы по краям платформы, на 3 шагом правой вниз, разворачиваясь боком к
платформе, на 4 приставить левую ногу к правой, стоя лицом к платформе.
Простые шаги на 8 счетов (Simple – без смены ноги):
1. T – step – 1-шаг правой на степ, 2- левую приставить к правой, 3- шаг правой на степе
вправо, 4–шаг левой влево (стопы по краям платформы), 5-6 - возвращаемся в положение
на платформе ноги вместе, 7-шаг вниз с правой, 8-левую приставить.
2. Z – step– 1-2- приставной шаг с правой в правый угол степа, левая приставляется на
носок около правой, 3-4- приставной шаг с левой в левый угол степа, правая
приставляется на носок около левой, 5-6-приставной шаг с правой вправо – вниз, левая
приставляется на носок около правой, 7-8- приставной шаг с левой влево, правая
приставляется на носок около левой.
3. Lunge – 1-шаг правой на степ, 2-левую приставить к правой, 3-касание пола носком
правой вниз и назад, 4-приставить обратно, 5-касание пола носком левой вниз и назад, 6приставить, 7 – шаг правой с платформы, 8- левую приставить.
Структурные элементы программ.
Примерные движения руками:все движения руками должны быть точными, под
мышечным контролем; без переразгибания в лучезапястных, локтевых и плечевых
суставах.
Движения головой:
• наклон вперед, в сторону
• поворот в сторону
• полукруг вперед
Движения туловищем:
• наклон вперед, в сторону
•волны
Разнообразные виды передвижений, бег и подскоки:
• полька: шаг правой вперед, приставить левую, шаг правой вперед, под-скок на правой.
Следующий шаг начинать с левой ноги (ритм - раз и, два и);
• подскок: шаг правой вперед, подскок на правой. Следующий шаг начинать с левой ноги
(ритм - раз и);
• скольжение (слайд): шаг правой в сторону, приставить левую. Следующий шаг начинать
с левой ноги (ритм - раз и);
• галоп: шагом правой, толчком правой - прыжок с приземлением на левую, выполняется
вперед и в сторону (ритм - раз и);
• прыжки на месте и с продвижением в различных направлениях на одной ноге, сгибая
другую назад и разгибая вперед-книзу или в сторону-книзу;
• прыжок ноги врозь - ноги вместе (JumpingJack);
• Kick вперед на 45°, 90°, 135°; в сторону на 45°, назад на 45°.
• толчком одной или двух ног прыжок на одну другая нога в сторону (вперед, назад);
• бег с «захлестыванием» голени назад;
• бег, высоко поднимая бедро;
•Skip вперед (назад, в сторону).
Движения с проявлением динамической силы (без фиксации позы):
1. Сгибания-разгибания рук в упоре лежа на 2-х руках.
2. Круги ногами. Круг ногой в приседе.
Прыжки различного характера:
1.Шпагат (разножка) (SPLIT) - ноги полностью выпрямлены вперед и назад в положении
сагиттального шпагата (180°), с вертикальным положением туловища. Приземление на две
ноги.
2.Подбивной – нога в сторону, вперед, назад.
3. Прыжок с поворотом на 180°, 360° (AIR TURN) – с двух ног выполнить прыжок, тело в
вертикальном положении полностью выпрямлено; в полете тело поворачивается на 180°,
360°. Приземление на две ноги.
4.Группировка (TUCK JUMP) - вертикальный прыжок с двух ног, ноги согнуты вперед,
колени близко к груди в положение группировка. При приземлении ноги вместе.
5. Смена положения ног - ножницы (SCISSORS) - маховая нога впереди, толчковая внизу, в
воздухе ноги меняют положение.
Движения с сохранением динамического равновесия:
1. Поворот на одной ноге на 360° (TURN), другая согнута и прижата к колену опорной.
2. Поворот на 360° в высоком равновесии с захватом ноги руками (BALANCE TURN) поворот в равновесии, при котором одна нога поднята вперед или в сторону с поддержкой
одной рукой за голень. Поворот на 360 ° должен быть выполнен полностью.
Движения с проявлением гибкости:
1. Вертикальный шпагат с опорой руками о пол (VERTICAL SPLIT) - стоя на одной ноге
наклон туловища вперед, другая поднята в вертикальный шпагат. Руки касаются пола
около опорной ноги. Голова, туловище и нога располагаются вертикально.
2. Сагиттальный шпагат (SAGITAL SPLIT) – нога поднята вперед в вертикальный шпагат.
3. Фронтальный шпагат с наклоном туловища (FRONTAL SPLIT) - нога поднята во
фронтальный шпагат на 90° или 180°, наклон туловища в сторону параллельно полу или
одна рука касается пола около опорной ноги.
4. Шпагат лежа на спине (SUPINE SPLIT) – лежа на спине, одна нога поднята впередвверх, руки поддерживают поднятую ногу. Обе ноги прямые.
5.Шпагат лежа на спине, перекат на 360°(SPLIT ROLL) – из положения шпагат лежа на
спине, руки поддерживают поднятую ногу, перекат на полу на 360°.
6.Панкейк (SPLIT THROUGH) (PANCAKE) – из положения седа, через фронтальный
шпагат переход в положение лежа на животе.
5.6. Другие виды спорта, подвижные игры и восстановительные мероприятия.
Спортивные и подвижные игры. Ручной мяч, различные эстафеты с бегом,
прыжками, преодолением препятствий, с ведением и передачей мяча, с метанием мяча в
цель и т.д. Легкая атлетика. Ходьба с изменением темпа, чередование ходьбы и бега,
скоростной бег с низкого и высокого старта на 30, 40, 50, 60, 100 м, бег по пересеченной
местности (кросс от 500 до 2000 м), прыжки в длину с места и с разбега. Плавание. Игры в
воде.
Восстановительные мероприятия
Основные восстановительные средства:
1. Душ – применять после каждого тренировочного занятия 5-10 минут.
2. Ванны – за 30 минут до сна и сразу после тренировки (t 36-380 с добавлением
«Хвойного экстракта»).
3. Сауна, парная баня – применять накануне «дня отдыха».
4. Плавание в бассейне в течение 20-25 минут.
5. Массаж и самомассаж.
Медицинское обследование
Цель: Диагностика физического состояния и уровня здоровья обучающихся.
1. Определение
состояния
здоровья
и
уровня
функционального
состояния спортсменов для занятий фитнес-аэробикой осуществляется врачом больницы.
Летние оздоровительные мероприятия
В летний период для обучающихся проводятся сборы в спортивнооздоровительных лагерях, лагерях с дневным пребыванием детей и по индивидуальным
планам.
6. Организационно-педагогические условия реализации программы.
1. Информационно-методическое
обеспечение: дидактические и учебные
материалы, DVD-записи спортивных игр и соревнований с участием ведущих команд
Мирового футбола, методические разработки в области мини-футбола и футбола.
2. Кадровое обеспечение: тренеры-преподаватели, обеспечивающие тренировочный
процесс, должны иметь соответствующую
профессиональную квалификацию,
подтвержденную документами, оформленными в установленном порядке, а также
регулярно проходить курсы повышения квалификации.
7. Формы аттестации. Система контроля и зачетные требования.
Формами промежуточной и итоговой аттестации являются:
1. Контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке
обучающихся по учебным нормативам
2. Выполнение требований технической подготовки в соответствии с программой
3. Учет личностных достижений обучающихся.
Текущий контроль и итоговый контроль – проводится на всех СО этапах изучения:
- выполнение заданий;
- опрос.
Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем, когда
знания в основном сформированы и систематизированы.
Для оценки разносторонней физической подготовки обучающихся и для перевода на
следующий год обучения проводятся контрольно-переводные нормативы.
Обучающиеся сдавшие контрольно-переводные нормативы по ОФП И СФП
переводятся на следующий год обучения.
Обучающиеся, не сдавшие нормативы по ОФП и СФП остаются повторно в группе
того же года обучения.
Контрольные нормативы
Развиваемые физические
качества
Контрольные упражнения (тесты)
Юноши
Девушки
Скоростные качества
Бег на 30 м (не более 6,9 с)
Бег на 30 м (не более 7,2 с)
Скоростно-силовые качества
Прыжок в длину с места (не менее 115
см)
Прыжок в длину с места (не менее
110 см)
Подъем туловища лежа на спине, за 30 с Подъем туловища лежа на спине, за
(не менее 12 раз)
30 с (не менее 10 раз)
Координация
Челночный бег 3x10 м (не более 10,4 с) Челночный бег 3x10 м (не более 10,9
с)
Сила
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа Сгибание и разгибание рук в упоре
(не менее 7 раз)
лежа (не менее 4 раз)
Гибкость
Наклон вперед, колени выпрямлены
(кисти рук на линии стоп)
Наклон вперед, колени выпрямлены
(кисти рук на линии стоп)
8. Информационное обеспечение программы:
1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов
вузов физической культуры / Под.ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестаковой. М.:
СпортАкадемПресс, 2002.
2. Базовая аэробика в оздоровительном фитнесе: уч. пособие / Планета фитнес. – М.: ООО
УИЦ ВЕК, 2006. – 72 с.
3. Буц, Л.М. Для вас девочки/ Л.М. Буц – М. Физкультура и спорт. – 1988 г.
4. Иванова О.А., Дикаревич Л.М. Аэробика плюс сила и гибкость: физкультура для всех //
Здоровье. 1993. № 1. С. 42–43. 46
5. Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий /
Е.С. Крючек . – М.: Терра-Спор, Олимпия Пресс, 2001. – 64с.
6.Лисицкая Т. С. Аэробика на все вкусы. – М.: Просвещение – Владос, 1994
7.Основы управления подготовкой юных спортсменов. / под ред. М. Я. Набатниковой. –
М.: Физкультура и спорт, 1982.
Перечень аудиовизуальных средств
1. Цифровой фотоаппарат;
2. Цифровая видеокамера;
3. Планшетный компьютер;
4. Персональный компьютер;
5. Видеопроектор с экраном;
6. Телевизор.
7. Магнитофон (СD – проигрыватель).
Перечень Интернет-ресурсов
1. Официальный
сайт
Министерства
спорта
Российской
Федерации
http://www.minsport.gov.ru/;
2. Официальный сайт Федерации фитнес-аэробики России - http://www.fitnessaerobics.ru/
3. Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту http://lib.sportedu.ru;
4. Спортивные ресурсы в сети Интернет -http://www.nlr.ru/res/inv/ic_sport/index.php;
5. Консультант Плюс www.consultant.ru
6. www.rusada.ru
7. Международный олимпийский комитет (http://www.olympic.org/).